Понедельник, 20.05.2024, 11:17
| RSS
 
Студия восточного танца
 ШАФРАН
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела
Статьи о танцах [18]
АНОНСЫ: конкурсы, фестивали, концерты, мастер-классы [7]
Информация о предстоящих танцевальных конкурсах, мастер-классах, вечеринках и прочих мероприятиях
Стили и история восточного танца [3]

Главная » Статьи » Стили и история восточного танца

Амплитуда, объем.... тренируем технику с оглядкой на историю

Автор  Марьяна Леус (Савицкая)

Амплитуда, объем.... тренируем технику с оглядкой на историю

Тема, которую я хочу затронуть в этой статье, очень щепетильная, и, я уверена, вызовет споры и обсуждения. Это меня несказанно радует, поскольку данная тема цепляет разные стороны танца, в зависимости от темперамента и уровня танцовщицы, а если к обсуждению присоединятся преподаватели и выскажут свои мнения – то ценность этой статьи будет неизмеримой…

Интересные и аргументированные комментарии попадут в мою книгу с посыланием на автора, а возможно и целые обсуждения, если такие будут иметь место быть.…Ну что ж, начнем.

Все мы неоднократно слышали такие слова, как «объем» и «амплитуда» движений. Прежде чем приступим к детальному разбору этих танцевальных понятий, давайте, с вами сравним танцевальные площади (квадратуру и размер танцевального пространства), которые положены в основу восточного танца и те огромные сцены, которые мы часто можем встретить на современных фестивалях и конкурсах. Разница колоссальная. Хотя встречаются небольшие сцены, но все, же в современном мире принято стало танцевать с «размахом». К этому мы вернемся чуть позже. А сейчас …

Оглянемся в прошлое. Изначально народы востока танцевали в кругу семьи, рода, у костра. Это были танцы обрядовые, ритуальные, танцы гаремные и т.д. Во времена, когда место, где собирался народ, освещалось факелами, кострами и свечами, освещаемая площадка была совсем маленькой. Не сравнить с современными сценами, софитами и пр. освещением. Пространство использовалось максимально эффективно. Танцевали все: мужчины, женщины, дети.

Отбросив сейчас фольклор, я буду говорить об "ориентале" (соло). Я лично, более склонна верить, что то, что сейчас называется "ориенталем", "ракс шарки" – имеет исключительно женское начало. Это танец женской красоты, танец соблазна, танец для любимого и неповторимого. Танцующих мужчин я люблю и уважаю. Но речь не о том. Говорим о танце для мужчины. Когда ОН, такой родной и ненаглядный сидит перед женщиной и смотрит ей в глаза, бежать уже никуда не хочется. В пляс пускаются самые «желанные», самые «женские» части тела: корпус, руки, грудь, живот, бедра и т.д. Женщина, таким образом, общается с любимым, то извиваясь в волне, то дрожа в "трясках" от волнения или удовольствия. И опять-таки, занимает она при этом очень маленькую территорию, ну может 1х1 от силы. Всем управляет и руководит сильный сексуальный позыв и влечение.

Экранизацию "ракс шарки" получил только в середине 20го века, и вот тогда и началось преображение танца как искусства. В постановках использовался балет, за хореографическим исполнением тщательно следили. Пространство сцены или съемочной площадки грамотно просчитывалось в зависимости от нужного ракурса съемки. Танцовщицы перемещались по сцене, применяя хореографические балетные инструменты. Небольшой пример. Слово «арабеск» в терминологии классического балета, сформированного французами, имеет прямое арабское происхождении и в транскрипции пишется aa-rah-besk.

Сейчас в глобальной сети можно найти видео известных танцовщиц Золотой Эры Ракс Шарки, эпохи, которая в считанные декады превратила народный замкнутый танец в танец мирового значения и интереса. Superstars’ Золотой Эры: Баддия Массабни со своим кабаре, Тахия Кариока, Самия Гамаль, Фифи Абду, Нагва Фуад, Сухейр Заки.

Посмотрите внимательно видеозаписи этих танцовщиц. На фоне мягких рук, объемные и амплитудные круги, "восьмерки","подбивы" и "сбросы" бедрами. Весь танец сосредоточен в корпусе и ногах фактически. Движения часто очень быстрые и очень амплитудные, чему предшествовало огромное количество занятий помимо съемок в фильмах. Плюс врожденные особенности тела.

Вот мы и перешли к главному вопросу – амплитуда и объем в восточном танце.

За что я люблю беллиданс, так это за его универсальность. И дело здесь не в возрасте танцовщицы или ее уровне подготовки. Дело в том, что все мы разные по своей природе, структуре и фигуре. Есть очень гибкие представительницы женского пола. Иногда, будучи в очень зрелом возрасте, нетренированное доселе тело оказывается сродни пластилину, и поддается любым правильным манипуляциям. А бывает, что уже у ребенка такое строение тела, что оно не пластичное и лучше его не пытаться сделать более гибким, дабы не покалечить. Но при всей своей гибкости или негибкости, всем под силу растянуть свои мышцы, развить максимальную для каждого гибкость и пластику и обрести максимальную амплитуду выполнения элементов. Зачем? А затем, что амплитуда – показатель техники и умения, это один из важнейших критериев оценки профессионализма танцовщицы. Со временем и опытом большой размах исчезнет, выкристаллизовав технику, усовершенствовав изоляцию с максимальным приложением силы.

В работе бедер главную скрипку играет полное расслабление мышц. В то же время, при выполнении ударов и сбросов на конечной точке для фиксации удара или слайда мышцы необходимо сжать. Тогда движение будет фиксированным, изолированным и законченным.

Что думают о работе бедер носители танца, или это мы сами такое надумали? А они вторят нам следующее: Танцовщица должны переместить весь свой ум и мышление в бедра. Change CD, think like Egyptian!!! Не думайте над тем, как Вы делаете то, или иное движение, а просто делайте это. Отключите мозговой центр у Вас в голове. Во время танца дайте волю бедрам, нижней части живота, коленям и стопам. Ваше тело само найдет правильный выход тому или иному элементу.

Когда расслабленны бедра и ноги в целом, мышцы становятся пластичнее, мягче и лучше поддаются манипуляциям. Это особенно важно при наложении нескольких элементов один на другой.

Расслабленные ноги это не полусогнутые ноги. Это значит, что ноги пружинят, подгибаются, выравниваются в зависимости от нужной амплитуды бедер. ВАЖНО: мы не разводим коленки в стороны при любых манипуляциях бедрами, если это не предусмотрено спецификой хореографии. Этого нельзя делать по нескольким причинам:

- при малейшем разведении коленей теряется нужная амплитуда и объем бедер

- принцип выполнения элементов меняется и даже усложняется

- расслабление мышц пропадает, движения становятся незаконченными и неполноценными

- это не эстетично. При сгибании коленей внутрь, стопы машинально разводятся в стороны («косолапят»), пятками наружу. Ровно, как и раздвигать колени в стороны не женственно, не хореографично, не эстетично.

В расслабленном состоянии лучше всего тренировать амплитуду бедер. На любой стадии занятий восточными танцами рекомендуется выжимать бедра до конца. Используя коленную технику, доводите каждый удар, слайд, восьмерку до максимума, до появления легкого болевого ощущения. Поскольку если Вы не почувствуете ту максимальную точку натяжения, это не будет считаться оттачиванием техники. Суставы должны работать. Через два три занятия легкое болевое ощущение пройдет. На тот момент это будет Ваш максимум. Отрабатывайте его до тех пор, пока не сможете повторить эту амплитуду при полном расслаблении и на полной стопе. Накладывайте "тряски" и усложняйте. Как только достигнете полного релакса при большой амплитуде – заново увеличивайте расстояние прохождения бедра с точки А в точку Б. Очень хорошим упражнением для разрабатывания амплитуды при полном расслаблении является тренировка классической египетской тряски. Стоя спиной к стенке, коснитесь икроножными мышцами стены. При этом спина полностью прижата к стене. Попеременно ударяйте икроножными мышцами по стене. Начинайте с медленной скорости по 5-10 минут в день. Как только удары будут иметь одинаковую силу, и скорость будет стабильной, увеличивайте силу удара и попеременную скорость сгибания коленей.

Мои клиентки часто рассказывают мне, что когда они не думают о "трясках", когда они дома, а не в зале, у них все так чудесно получается, особенно в душе! А вот в зале все пропадает. Как Вы думаете, почему? Потому что дома, а особенно в душе – тело расслабленно, мозг отдыхает и Вы получаете двойное удовольствие от процесса. Кто-то расслабляется во время мытья посуды, или просто делая домашние дела. СОВЕТ. Запомните это состояние и повторяйте его как можно чаще, чтобы Вас не могли сбить с толку никакие обстоятельства и внешние факторы.

 

Еще один способ поработать над увеличением амплитуды, но психологического характера. Представьте, что бедра у Вас огромные!!! Будто огромные подушки, привязанные к Вашей талии. И, например, при сбросах бедра вниз, представляйте, что эта огромная подушка тучно ударяется в пол, потом возвращается обратно и колыхается. Даже при выполнении обычного «ключа» не столько высоко старайтесь поднять ножку, сколько тяжело и объемно сделать сброс бедра. Если по музыке это нечастые тяжелые ДУМы, прочувствуйте каждый сантиметр сброса, начав движение высоко (помнимо максимальном расстоянии с точки А в точку Б) и опустив его как можно, ниже, в конце зафиксировав мышцу сильным сжатием. На быстрых ударах с «протряхом» это сделать трудней, но тренировать нужно. После больших амплитуд мелкие удары и тряски делаются очень легко.

 

Готовая хореография это целостное послание, состоящие не только из работы бедер и перемещений по сцене, здесь задействована работа рук, корпуса, головы, волос. Каждая из перечисленных частей тела может выполнять массу различных элементов. Некоторые из них также могут исполняться на разных амплитудах и объемах. НО, самое важное их грамотное соотношение в исполнении. Давайте на примере рассмотрим это утверждение. Танцевальная связка (не важно какой у нее счет) состоит из двух шагов, прогиба, взмаха волосами, волны животом, переходящую в тряску. Конечно, каждый этап мы будем с максимальной отдачей, при этом эмоциональная насыщенность будет, если прогиб и взмах волосами будут максимально допустимого объема, а волна и тряска будут в завершающей стадии эмоционального послания. Послание будет чувственным и сердечным, такой вид развития зачастую встречается в эстрадной песне, когда важно передать любовные переживания главного героя. Если мы говорим о жанре, где важно техническое наполнение постановки, то здесь, наоборот: прогиб и взмах будут минимально габаритными, и основная нагрузка перейдет на волну и завершающим пиком станет тряска. Конечно, каждая танцовщица и каждая постановка – сугубо индивидуальна, и каждый вкладывает в постановку свои эмоции и послание зрителю. Все же мы должны понимать какой смысл мы вкладываем в габаритность своего исполнения. Чрезмерные амплитуды на протяжении всей постановки сделают танец нечитаемым и тяжелым для восприятия. Умение варьировать между малыми амплитудами с большими чувствами и огромными объемами с технической нагрузкой – настоящее мастерство выражения танцевального послания.

Я надеюсь, что эта статья стала полезной для всех и я радо отвечу на все вопросы.

Марьяна Леус (Савицкая)

http://vk.com/mariana.savytska

19.09.2013

Категория: Стили и история восточного танца | Добавил: HHHumster (25.09.2013)
Просмотров: 1067 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика


    Copyright MyCorp © 2024

    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс цитирования.